Это крупнейшее предприятие в России, специализирующееся на выпуске грузовиков на дизеле, двигателей для них. Основанный в 1976 году, Камаз стал символом отечественной автомобилестроительной промышленности, предлагая транспортные средства, промышленное оборудование.
Предприятие также сосредоточено на выпуске электробусов, городских автобусов, водоробусов НЕФАЗ, а также других видов спецтехники:
- сельхозтехника (комбайны, тракторы) для земляных и строительных работ;
- тепловые генераторы для портативной выработки электроэнергии.
История
История КамАЗа это история труда, инноваций, достижений в автомобилестроительной отрасли страны.
План завода
В 1960-х в СССР возникла потребность в грузовиках с экономичными дизельными двигателями, грузоподъёмностью 8-20 тонн. Для удовлетворения этой потребности решили образовать кластер производств автомобилестроения в Набережных Челнах. Этот регион выбрали из-за стратегического месторасположения, доступности транспортных маршрутов. По первоначальному плану, цех должен был выпустить:
- свыше 150 000 больших грузовиков;
- 250 000 двигателей для автомобильной промышленности ежегодно.
Возведение завода и заложение города
Начало строительства:
- История КамАЗа началась в 1969 году, когда в декабре на месте будущего предприятия начали земляные работы по освоению территории.
- Организация строительных работ произошла в феврале 1970 года. Первые кубические метры бетона для фундамента были уложены уже в конце этого года.
- Первая очередь предприятия была сдана в эксплуатацию в конце 1976 года – 29 декабря, под Новый год.
Освоение инвестиций, технологическое оборудование:
- За период с 1970 по 1981, завод освоил капитальные вложения на сумму 4,2 млрд рублей.
- Объем площади сооружений составил 3343 тыс. м².
- На площадку поставили более 30 тысяч единиц производственной техники, включая производственные линии, работающие по циклам автоматическому, полуавтоматическому.
Развитие инфраструктуры:
- Город начали строить одновременно с возведением завода.
- 1970-1971 годы отметились запуском аэропорта Бегишево, который был готов принимать первых пассажиров для освоения города и запуска завода.
- В 1963 начали строить Нижнекамскую ГЭС для выработки электроэнергии на нужды будущего города и завода.
Переход к жилью, социальная инфраструктура:
- Комплекс был ассоциирован с строительством жилых зон, медицинских, учебных учреждений, а также объектов культуры, спорта.
- В конце 70-х город начали активно заселять, превращая строительный поселок в настоящий центр социальной и промышленной активности.
Разработка, старт производства
Начало работы достигнуто великими коллективными усилиями, в которых участвовали как ведущие отечественные специалисты, так и зарубежные эксперты. Технический проект, олицетворение инноваций, передовых технологий, создавался руками инженеров из института «Гипроавтопром», проектного управления. В этом слаженном творческом процессе значимую роль играли партнеры из других стран, среди которых звучали имена «Свинделл Дресслер» из США, «Рено» из Франции, «Либхерр» из Германии.
Первые автомобили, в том числе легендарные модели КамАЗ-5320, воплотили наследие перспективных разработок, заложенных в моделях ЗИЛ-170 (6×4), ЗИЛ-175 (4×2) в конце 1960-х. Комплекс поднял планку качества, инноваций – в 1974 опытный цех начал собирать силовые агрегаты. Это был своего рода технологический фарватер, который позволил заводу и далее покорять новые вершины автомобильного производства.
Выпуск автомобилей
16 февраля 1976 был выпущен первый продукт – грузовик КамАЗ-5320, открыв новую страницу истории автомобильного производства. Этот бортовой автомобиль, продолжавший служить, десятилетия спустя, стал символом не только технического превосходства, но и долговечности.
К октябрю 1977 раньше срока был выполнен план по производству 15 тысяч грузовиков, поставленный госкомиссией., это был только начало: к июню 1979 года с было выпущено уже 100000 грузовиков. Такое стремительное развитие стало свидетельством того, что КамАЗ – мировой рекордсмен, устанавливает новые стандарты для отечественной автопромышленности.
Мощности второй очереди начали работу в 1981, что еще больше увеличило объем производства. Однако, КамАЗ не ограничился только производством грузовых машин. С 1987 запустили выпуск малолитражной “Оки”. Этот шаг дал возможность значительно разнообразить ассортимент, укрепить позиции на рынке.
Финансово-экономическое исследование 1988 года подтвердило впечатляющие результаты: с момента запуска производства КамАЗ принес внушительную транспортную прибыль, вполне оправдывая все вложения для строительства. Эти достижения укрепили позиции как одного из ключевых игроков не только на отечественном, но и на мировом рынке грузовиков.
Акционирование
Советом Министров СССР было выдвинуто постановление, согласно которому завод преобразовали в акционерное общество. Это один из первых подобных шагов в истории России и Советского Союза тех лет. С 1990 половина акций КамАЗа теперь становится государственной, а вторая – открыта для свободной продажи.
В сентябре следующего года начались продажи второй половины акций. Это стало этапом начала приватизации предприятия, в ходе которой сами акции были отданы трудовому коллективу завода. Одновременно был проведен аукцион для юридических организаций, 230 из которых вошли в состав акционеров. В ходе этого у предприятия теперь не только расширился круг владельцев, но и появились возможности для развития, стабилизации комплекса.
Пожар 1993 года
В 1993 году произошло трагическое событие – пожар, начавшийся на заводе двигателей, который быстро распространился по всему предприятию. Огонь уничтожил все построенное – большая часть завода вместе с оборудованием были похоронены под пеплом и металлоконструкциями.
Этот пожар принес за собой колоссальный ущерб для отечественного автопрома. Однако благодаря совместным усилиям правительства республики, РФ, мощности предприятия были постепенно восстановлены до прежней отметки – выпуск 100 000 агрегатов за год.
К декабрю совместными усилиями, двигательный завод вернулся к прежнему уровню продуктивности.
2010-е
В 10-х годах завод активно участвовал в делах страны, а также заключал сотрудничество с иностранными компаниями с целью разработки и выпуска новой техники для нужд строительства и сельского хозяйства. Уровень доходности и производства только рос, что отметилось даже на международных конкурсах.
- В 2010-е годы «КАМАЗ» взял курс на разнообразие, сотрудничество. Начав с выпуска техники для дорожного строительства, сельского хозяйства, завод вошел в сотрудничество с известными мировыми производителями.
- В 2011 сократили линию выпуска техники из-за прошедшего кризиса. Но завод увеличил выпуск грузовиков на 40% по сравнению с предыдущим годом.
- Ноябрь 2011 – участие в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества принесло предприятию пятизвездочный статус.
- В феврале 2012 завод уже выпустил 2 миллиона грузовых машин.
- Июнь 2012 – подписание соглашения с Daimler Trucks о лицензировании технологии по выпуску грузовых кабин.
- В марте 2013 заключено сотрудничество между КАМАЗом, компанией Palfinger AG.
- В октябре 2013 года Камаз собрал уже 10 000 автобусных шасси.
- В 2014 началось сотрудничество с Palfinger AG. Было образовано два совместных предприятия.
- В 2015 завод представил две новые модели грузовиков, электроавтобусы. Над разработкой занимались совместно с Drive Electro.
- 2016 год стал временем строительства производства по выпуску каркасов кабин.
- 2019 принёс новое сотрудничество с компанией Daimler, начало серийного производства кабин поколения К5.
- Наконец, июнь 2019 стал началом производства беспилотного летательного аппарата, над разработкой которого работали вместе с ОАО «ВИСТ Групп», Cognitive Technologies.
2020-е
Начало 2020 стало для КАМАЗА началом активного развития и адаптации к новым вызовам экономики и промышленности.
- Июнь – запуск нового производства рам для грузовика К5. Запуск стал возможен благодаря крупному проекту инвестиций, направленного на модернизацию прессово-рамного производства.
- После начала СВО, ряд зарубежных компаний и акционеров приостановили свое сотрудничество с заводом, включая поставки комплектующих, оборудования, запчастей для сборки машин.
- С 2023 года стал развиваться процесс импортозамещения. Завод постепенно переходит на локализованное производство, предлагая новые модели и версии своих автомобилей. Уровень локализации достиг 80 процентов в сравнение с прошлыми годами. Это снизило зависимость от импортных поставок, которые в основном были заменены на китайские продукты.
- В мае этого же года стабилизировался выпуск новой версии грузовиков К5, которые полностью независимые от иностранных поставок. Количество выпущенных моделей достигло 30 за день.
- Сложные для экономики и сотрудничества времена не смогли помешать деятельности КамАЗа. Сегодня продажи остаются на уровне 2021 года – досанкционном. Новые востребованные модели строительнйо и сельскохозяйственной техники продаются до 31 тысячи единиц в год.
Санкции
Начало 2020-х годов стало серьезным испытанием для компании – вводились новые и новые санкции:
- Май 2022. Канада вносит предприятие в свой санкционный список после начала СВО.
- В этом же году страны Евросоюза включают завод в свои санкционные списки. Причина – использование произведенной заводом техники для нужд вооруженных сил Российской Федерации в ходе СВО.
- Июнь 2022. Соединенные Штаты присоединяются к санкционным мерам и вносят КамАЗ вместе с его дочерними компаниями, а также – генерального директора, в санкционный список. Выдвинуты обвинения в сотрудничестве с Российскими Вооруженными Силами, поддержка СВО.
- После этого, ряд стран (Япония, Австралия, Новая Зеландия, все страны Евросоюза) вносят КАМАЗ в свои санкционные списки и выдвигают обвинения.
- Несмотря на такие меры, предприятие активно занимается импортозамещением и предлагает новые, отечественные решения для стабильного выпуска своей продукции. Сегодня объемы выпуска и продаж строительной и сельскохозяйственной техники находятся на досанкционной планке.
О компании
«КАМАЗ» это комплексное производство автомобилей, охватывающее все этапы производственного процесса. Состав пополнили заводы металлургии, кузнечно-прессового производства, механической сборки, а также специализированные предприятия, объекты инфраструктуры. В Набережных Челнах сосредоточено основное производство, включая заводы:
- литейный;
- кузничный;
- выпуск двигателей;
- выпуск автомобилей;
- прессово-рамный;
- ремонтный;
- инструментальный;
- индустриальный парк.
Завод работает не только на российский рынок. Сегодня сборка сосредоточена в ряде стран Азии: Вьетнам, Казахстан, Пакистан, Индия. Здесь собирают грузовые машины, для сборки которых поставляются комплектующие и запчасти с российского завода. Также, локализуется выпуск деталей и узлов. Это существенно влияет не только на Российскую экономику, но и на экономику этих стран. Например, в 2016 году заключен контракт на поставку 2,4 тысяч машин на Кубу. С 2018 открыта дочерняя компания в Джакарте, Индонезия.
Показатели работы компании — объемы производства, продаж. Например, к концу 2023 года на территории трудятся уже 30 тысяч рабочих. Сбыт грузовиков регулярно увеличивается: за 2015 год было продано быт 29 тысяч автомобилей, а к 2022 году объем продаж превысил 43 тысячи единиц техники.
Стоит отметить стабильное развитие производства. На 2021 год завод выпускает уже 45 тысяч машин. Это превышает поставленные планы более чем на 20 единиц. Несмотря на санкции и отказ от сотрудничества со стороны западных компаний, завод активно достигает успеха и выручки, которая на 2022 год составила свыше 267 миллиардов рублей – это в семь раз больше показателей 2021 года. Инвестиции, вкладываемые на развитие предприятия, выросли на 50 процентов и составили 16 миллиардов рублей.
Заключение
Это пример успешного, стабильного развития автомобилестроительной отрасли. Благодаря комплексному производству, широкой географии присутствия, постоянному совершенствованию технологий, компания уверенно удерживает лидирующие позиции на рынке грузовых автомобилей не только внутри России, но и за рубежом.
Несмотря на вызовы, такие как санкции, изменения глобальной экономической среды, «КАМАЗ» демонстрирует устойчивый рост, диверсификацию своей деятельности. Она активно расширяет свое присутствие на международном рынке, поддерживает производство, инвестирует в инновации.
Основанный на традициях качества, надежности, опыте, профессионализме своих сотрудников, ПАО «КАМАЗ» продолжает успешно справляться с вызовами современного бизнеса, оставаться одним из ведущих производителей грузовых автомобилей.