В истории Грозного нефть занимает одну из ключевых ролей. Город начал развиваться благодаря открытию месторождений «черного золота» на рубеже XIX-XX веков. История грозненского нефтепромысла тесно связана с Ротшильдом, Нобелем, Шписом и другими личностями.
Былая слава является причиной того, что «Грознефть» еще считается перспективным производственным объединением. Слухи о появлении новых скважин и проведении геологических раскопок на территории Чечни до сих пор не утихают. Так ли это на самом деле и какова ценность месторождений – об этом расскажет материал ниже.
История нефти на Кавказе: есть ли на территории края «черное золото»?
Ответ на этот вопрос очевиден: есть. История нефтеперерабатывающей промышленности на Кавказе насчитывает более 150 лет. Это одна из изученных и разведанных провинций. Нефть, добываемая в этих краях, отличается высоким качеством. Содержание смол в ней повышено, а серы – менее 2%, процентное соотношение бензиновых фракций велико.
Нефтегазовый бассейн занимает практически все кавказские республики:
- КБР;
- Ингушетию;
- Чечню;
- Северную Осетию;
- Ставрополье;
- Дагестан;
- Краснодарский край;
- Адыгею.
В каждом регионе Кавказа выделяют, наиболее богатые нефтегазовые провинции. На Северном Кавказе отмечают Грозненскую и Дагестанскую.
История нефтепромысла в Чечне
В России нефтяная промышленность начала развиваться в 1870-х годах. Этот вид деятельности был выгодным для экономики и казны. Среди регионов, оказавших на развитие промысла в империи ключевое значение, была и Чечня.
Грозненский нефтяной район, считавшийся средоточием «черного золота», был одним из развитых и плодотворных в империи. Укрепилась за ним слава и в СССР. Когда еще нефть не имела такого значения с точки зрения экономики, местные жители использовали ее в быту и в медицине.
Когда в XIX веке российские ученые посетили этот богатый край, они были удивлены, что для добычи этой маслянистой жидкости достаточно сделать колодец не глубже 2 метров и вычерпнуть ее ведром. Со временем, здесь начали проводить геологические разведки. Среди людей, оказавших влияние на развитие грозненских месторождений, следующие фигуры:
- Д. И. Менделеев. Ученый был в числе тех, кто изучал качество чеченской нефти.
- Братья Нобель. Их компания была одной из первой, кто применил двигатели, работающие на газу, и аппараты для непрерывной перегонки нефти.
- Г. М. Лианозов. Компания была одним из столпов в первой трети XX века.
В Советском союзе местная нефть была дешевой. И это несмотря на ее качество – малосернистость. В 1960-х годах «Грознефть» демонстрировала высокие результаты, в 1971 году промысел достиг пика. Однако затем начался резкий спад. Качественную маслянистую жидкость добывали на минимальной глубине. Чем глубже бурили, тем выше было содержание серы. Упадок был связан не столько с истощением месторождений, сколько с плохим оборудованием и отсталыми методами производства.
Причина низкой стоимости чеченской нефти
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно оглянуться на 30 лет назад и посмотреть, какую историю прошла грозненская нефть за этот промежуток времени. Имеет значение наличие месторождения «черного золота», возможность проведения сейсмических исследований, создание научных работ и опытные специалисты, способные поднять нефтедобычу на новый уровень.
Экскурс в историю
Эта проблема уходит корнями ко времени распада СССР. Когда на карте мира появилась Россия, бывшие республики начали дележку собственности и брать под свой контроль активы регионов. Старые заводы времен Советского Союза перестали представлять интерес. Однако в некоторых российских областях нефтеперерабатывающие фабрики еще оставались в почете.
Первое время на уровне оставалась нефтегазовая промышленность в Башкирии и Татарстане. Лишь к началу 2000-х годов, местные компании начали ликвидироваться или входить в состав «Роснефти».
Во время СССР Чечено-Ингушетия гордо носила звание крупного центра нефтяной промышленности. Здесь осуществлялась как добыча «черного золота», так и переработка. После 1991 года Чечня могла оставаться центром в данной области, но вследствие захвата территории сепаратистами, природные богатства республики стали гнаться по черным схемам. Это относилось не только к нефти, но также к продукции, изготовленной на ее основе. В частности, к бензину.
До развала Советского Союза на территории республики все вопросы, связанные с нефтегазовой промышленностью, решались в следующих организациях, расположенных в Грозном:
- НПЗ;
- Одном газоперерабатывающем заводе;
- Научно-исследовательском институте ГрозНИИ;
- Местном высшем учебном заведении.
Эксперты утверждают, что запасы нефти в республике к тому времени уже начали истощаться. А после чеченских войн их вовсе не осталось. Так завершился нефтепромысел в некогда богатейшем крае. Однако вопрос, можно ли восстановить грозненский нефтяной район, еще остается открытым.
Как обстоит дело в современной Чечне?
После установления в республике законности, правительство стало задумываться о способах развития важнейших для жизни и финансового благополучия областей. К их числу относился и нефтепромысел. Нефтяное наследство было одним из вопросов на повестке. Однако стало ясно, что это неразрешимая задача. ГрозНИИ был уничтожен, так же, как и нефте- и газоперерабатывающие фабрики.
Однако грозненский НПЗ еще остается злободневной темой. Компания «Чеченнефтехимпром» теперь собственность республики. Однако это не сделало нефтепромысел в регионе менее сложной задачей. Стоимость добычи нефти в республике остается непомерно высокой, тогда как ее цена на рынке не оправдывает эти расходы.
По словам Аруна Абалхановича Даукаева, современные нефтяные скважины имеют историческую ценность. Сегодня Чечня располагает более чем 20 месторождениями «черного золота». Однако это не делает республику лидером на рынке. Доктор геолого-минералогических наук считает, что это обусловлено отсутствием:
- Новых технических открытий;
- Регулярных геологоразведочных работ;
- Нефтяников (часть сотрудников покинула республику еще в 1990-х годах).
Количество добываемой нефти в современной Чеченской Республике – вопрос спорный. Разные источники называют разные цифры. В среднем, этот показатель равен 1,5 млн тонн ежегодно. Этот объем может показаться достаточным, но если рассмотреть его на фоне общероссийского, то это станет каплей в море. В России ежегодно добывается более 550 млн тонн. Чеченская Республика составляет около 0,2% от государственного объема. Есть и менее высокие цифры – 150 тысяч тонн, т. е. 0,02% российской промышленности.
Нефтепромысел в Чечне. Можно ли восстановить местные нефтяные заводы?
Крупнейший НПЗ в республике, носящий имя В. И. Ленина, был построен еще в середине 1890-х годов. Несмотря на то, что в годы советской власти он сыграл большую роль в развитии страны и победе над Германией, завод прекратил свою деятельность на рубеже XX-XXI веков. Это было связано с чеченскими войнами. Тогда же были уничтожены и другие организации, связанные с грозненским нефтепромыслом.
Рамзан Кадыров добивается строительства нового ГНПЗ уже более 13 лет. Глава республики стремится создать организацию с 90%-ной глубиной переработки. Этот вопрос рассмотрел Владимир Путин еще в 2013 году. Президент поручил это дело «Роснефти». Компания оценила, во сколько может обойтись строительство такого гиганта, и пришла к мнению, что это нецелесообразные расходы. Но проект не отклонен. Его реализацию перенесли на неизвестный срок.
Нецелесообразность строительства или восстановления НПЗ и научно-исследовательских институтов объясняется следующими причинами:
- Российский рынок обеспечивают нефтепродукты других регионов – Волгограда и Астрахани.
- На строительство завода уйдет до 80 миллиардов рублей, при этом, благодаря неразвитости инфраструктуры, первое время компания будет в минусе.
- Продолжают идти разговоры о восстановлении ВНХК в Приморском крае. Это более крупный проект, которым также занимается «Роснефть». Восстановление завода в Грозном обойдется в 2,5 раза дешевле, тогда как мощность Восточного комплекса будет гораздо выше.
Но если строительство новых заводов еще вызывает сомнения, то восстановление ранее работавших фабрик обсуждению не подлежит. Это также связано со спорностью вопроса о наличии нефти на территории республики. Во время войны, одинокие пустыри с трубами старались не трогать, но из-за хаоса контролировать всех не удавалось. Со временем все было расхищено и использовано в качестве металлолома. Единственное, в 2024 году ходят разговоры о восстановлении ГрозНИИ. Но здание именно с точки зрения архитектуры. О том, что там будут вестись научные исследования, разговора пока нет.
Есть ли позитивные прогнозы?
В 2022 году пошли разговоры о запасе «черного золота» объемом 70 млн. тонн. По словам журналиста Ахмеда Дудаева, это обманчивая сумма, поскольку для добычи нужно нырять в глубину. Чтобы добраться до ценного горючего вещества, придется выделить на исследования большое количество денег. Сюда входит обеспечение организации: заработные платы сотрудникам, содержание инфраструктуры и нефтеполка, необходимого для защиты имеющихся ресурсов. Есть риск, что эти расходы будут неоправданны. Однако возможно, что положительные прогнозы и шанс, пусть небольшой, привлекут инвесторов и дело будет запущено.
Несмотря на трудности и проблемы, «закат» деятельности «Грознефти» не единственно возможный сценарий. Местные нефтяники полны оптимизма. После победы в тендере, состоявшемся в 2020 году, «Росгеология» приступила к проведению геологических работ в Чечне. Остается шанс, что на территории грозненского нефтяного района и его окрестностей будут найдены месторождения.
В 2024 году планируется развитие битумной отрасли. Возведение завода является одним из проектов. Это позволит расширить рынок сбыта и увеличить число рабочих мест. Строительство битумного завода более выгодно с экономической точки зрения, чем восстановление нефтяных предприятий. Подробности можно узнать на официальном сайте мэрии города.